понедельник, 27 февраля 2017 г.

Карельское полотенце. Шов "тамбур"

Хочу показать новое полотенце, вышитое специально для Этнопарка, который проходил в РЭМ с 21 по 23 февраля. Но начну с другого...
Извините, так обидно стало, когда увидела одну заметку о Формуле рукоделия со стенда примитивов и восхваление девушек занимающихся восстановлением старинных европейских вышивок. Зачем?! Зачем спасать западные вышивки, если свое, не менее красивое, но и более разнообразное и красочное гниет в музеях и скоро навсегда покинет нас? Почему наши дома украшают домики и человечки с английских, американских и др. семплеров,  а не волшебные птицы, древа жизни, ладьи и солнца? Занявшись русской традиционной вышивкой, я стала ходит в этнографические и краеведческие музеи, нашла группы вконтаке и книги. Можно найти совершенно бесплатно образцы и повторить вышивку наших предков. Это легко! Швы наши очень простые. Но даже если вы любите крестик, тоже можно найти варианты и сделать русскую вышивку.
И плавно перетеку к новой работе.
Примерно месяц назад,  Марианна сказала, что есть вероятность небольшой выставки полотенец в Этнографическом музее и попросила приготовить к этой выставке что то небольшое и быстрое. Если бы я приступила сразу, то успела бы два полотенца вышить, но то ткани не было подходящей, то дите неожиданно свалилось с двусторонним отитом, фронтитом и синуситом. Практически вышивала последнюю неделю.
Наиболее быстрым швом является "тамбур" крючком. Я с ним как то не очень подружилась пока училась и предпочитала иголочку. Но пришлось учиться и мне это удалось. Хотя и долго приноравливалась. Как оно делается можно посмотреть на видео из Кижи и Пряничный домик.
Оставалось найти объект для копирования. Копировали раньше положив холст на готовую работу и поводив сверху алюминиевой ложкой. Рисунок проступает и можно по нему вышивать. Так же вышивали "на глаз", в артелях делали "припорох", наносили рисунок на фланель или картон, протыкали по нему дырочки и потом посыпали синькой - через дырочки рисунок проявлялся на ткани.
Прошлая моя работа делалась по скану узора. Я перевела его на кальку, а потом через копировальную бумагу на ткань. В этот раз у меня не было ни скана, ни оригинальной вышивки. Поэтому долго перебирала фото и выбрала сделанное в прошлогоднюю поездку в Петрозаводск. Висит оно в Музее изобразительного искусства и сделано Евсеевой Анной Кузьминичной. (1882-?), конец XIX - нач.XX века. д. Мандера, Туломозерская волость, Олонецкий уезд, Олонецкая губерния.
Догадаетесь почему выбор пал на него?

Его можно срисовать! Я взяла миллиметровую бумагу, циркуль и линейку и за пару часов сделала образец. С него, через копировальную бумагу переводила на ткань.
В принципе, можно и на компьютере поиграть с масштабами, распечатать и перенести рисунок. Я же говорю, ничего сложного нет. Найти рисунок для вышивки легко, не надо покупать схемы, нитки какие то заморочные, винтажную канву.
Ткань, как и в прошлый раз брала икеевскую, а вот нитки ПНК Лилия. Их лучше цеплять крючком)
Получилась красота! Да, я расположила поровнее элементы, но при переносе рисунка и при вышивании он все равно идеально ровным быть перестал, и стал больше похож на образец. Фото сделала только на выставке)

С каймой выручила мама, иначе я еще полдня сидела бы.

Девочки, это улет! я в восторге до сих пор! Как завораживают круги... А как мне цветочек нравится! Буду его повторять в прикладных вещах)


А теперь самое интересное)) Глядя на старинную, особенно архаичную, вышивку, хочется узнать ее значение. Обычно это сделать ну очень сложно. В этот же раз мне удалось)
Нашелся комментарий к очень похожему полотенцу в книге "Декоративно-прикладное искусство южной карелии в собрании музея-заповедника "Кижи"

Его датировка позднее и сделано другим мастером и в другом месте.
Как описывается - "чисто карельское по системе художественного мышления. восьмилепестковый цветок (у моего образца семи) со спиралевидной сердцевиной, окруженный по углам четырьмя солярными спиралями, а по сторонам - четырьмя стилизованными солнечными ладьями, на которых восседают существа с ромбовидными головами. Солярная тематика вышивки, скорее всего, связана с вечным движением солнца. линии, пересекающие спирали, по видимости, показывают движение по часовой стрелке, ладьи олицетворяют средство передвижения небесного светила, фигуры с ромбовидными головами - само солнце"
Вот такое солнечное полотенце теперь будет жить у меня в доме)
Кстати, когда принесла полотенце на выставку, у Марианны как раз была группа и одна из женщин, глядя на мое полотенце предположила, что оно очень современное))  Пришлось разубеждать.
Покажу несколько фото с Этнопарка. Очень мне понравилось помещение - просторное, светлое. Полотенца висели чудесно! Все можно рассмотреть и все вопросы задать.









И возвращаясь к теме, поднятой вначале. Девочки, давайте вышивать свое! Я не против западной вышивки, но пусть и наша хоть понемногу начинает появляться! Давайте задавать неудобные вопросы дизайнерам "спасающим" западную вышивку, производителям наборов, владельцам интернет-магазинов. Иначе наши внуки будут думать, что русские до 20 века на елках сидели и только западные рукодельницы научили нас иголку в руках держать.
P.S. Вспомнила, где еще видела круги)) на сороке тверских карел на выставке в ГИМе)


19 комментариев:

  1. Аня, поддерживаю!Полотенце твое торкнуло, видно ты в него столько энергетики вложила))Просто мы сейчас настолько далеки от мудрости предков...

    ОтветитьУдалить
  2. Анечка, браво! Уважаю традиции предков и тех мастериц, которые их развивают и вносят в нашу жизнь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа) я по инстаграмму заметила, что ты тоже учишься традиционной вышивке. Только в блог не смогла зайти, он у тебя еще рабочий? Вы кстати "сюзани" не изучаете? Я в этнографическом музее засматриваюсь на эту вышивку, а описаний техники нигде не нашла...

      Удалить
  3. Великолепно! Как жаль, что не получилось на выставку выбраться. Про традиции согласна, жаль, что наши сюжеты не восстанавливают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, спасибо! А мне то как жаль, что вам не удалось. И девочкам было бы интересно прялочку потрогать, люльку позыбить. Я свою тоже не водила, уши греем. На УВЧ сводила, быстро к маме и полетела отвозить. Пришла, а в музей не пускают, короткий день. Пришлось Марианне звонить.

      Удалить
  4. Ань, Панна в этот раз представляла русский семплер. Ты видела? Мне понравился. Там рядами фигурки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот этот
      https://3.bp.blogspot.com/-wwuXQZBreFc/WKhHG19FQlI/AAAAAAAAM_o/IuhrTKB9i_EcmgBudAKrd5rj_v0Pr9ZmwCLcB/s1600/IMG_3096.JPG
      "Русские традиции" называется.

      Удалить
    2. Видела, Саша) Меня этот семплер порадовал намного больше, чем со свастикой понатыканой непонятно куда в прошлом году были.
      Я не помню, показывала ли раньше фартуки наши, которые в Метрополитен музее хранятся (у американцев огромная коллекция нашей вышивки, мне кажется больше ни одна страна так богато не представлена)
      Наши мастерицы не сразу приняли крестик, сочетали его с другими швами, тем же тамбуром, косичкой, двусторонним швом, счетной гладью. Очень интересно рассматривать. Давно хочу альбом сделать с разными такими чудесными вышивками, чтобы не только самой вдохновляться
      http://images.metmuseum.org/CRDImages/ci/original/31.554_CP4.jpg
      http://images.metmuseum.org/CRDImages/ci/original/31.555_CP4.jpg
      http://images.metmuseum.org/CRDImages/ci/original/31.553_CP4.jpg

      Удалить
    3. Свастику ненавижу:(, для меня она имеет только один смысл. Все остальное перечеркнуто, увы.

      Какие красивые рубахи! Особенно две последние.

      Удалить
    4. это передники) их на груди носили) отличная вещь! все мечтаю себе что то подобное вышить-сшить.
      со свастикой наши "западные партнеры" конечно большую свинью подложили. умом понимаю, что у нашего знака хвостики по другому идут, но пока вышивала - передергивало. Больше решила пока не трогать, еще много разных сюжетов.

      Удалить
  5. Свастике - нет, это генетически уже, ум не перешибет. Но остальное - красота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, Оля))) "не все так однозначно", наберу материал и расскажу о свастических знаках)

      Удалить
  6. Ой, что-то случилось с фотографиями - первые пять не показываются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, перезагрузила! Те фото были вставлены по url и на телефоне у меня тоже перестали показываться.

      Удалить
  7. Аня, согласна с каждым твоим словом по поводу нашей вышивки! Очень радует, что есть еще энтузиасты, спасающие нашу культуру!полотенце получилось очень интесное и самобытное! Ты умница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Инна! Просто люблю вышивать и мне очень нравится старинная вышивка, которую так легко повторять.

      Удалить
  8. Аня, прими моё восхищение твоим отношением к традициям, желанием и способностью восстанавливать забытое! Полотенце заворожило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надя! Надеюсь, что моим читателям тоже нравится) а может когда и рука поднимется на подобные вещи)))

      Удалить